Как открыть салон красоты
Для действующих салонов красоты
Всегда быть в курсе
Как узнавать о самых важных новинках, не выезжая на международные конференции и не отслеживая каждый день новости с сайтов ведущих косметических брендов? Ответ знают участники выставки Cosmo Expo, они знают, где публиковать свою информацию и анонсы образовательных мероприятий.
Подробнее ...
С начала 1990-х годов российский парфюмерно-косметический рынок демонстрировал один из самых высоких темпов роста в Европе и мире. К середине 2000-х темпы снизились до 10-15%, однако рост стабильно сохранялся. В период с 2007 по 2008 год рынок вырос на 7,9% и составил 9,3 млрд. долларов. По прогнозам в ближайшее время он сократится на 10-20%.
Наряду с количественными изменениями произошли и качественные. Так, существенно изменились доли каналов дистрибуции. В 1997-1999 годах порядка 40% продаж парфюмерии и косметики приходилось на открытые рынки и примерно столько же на универмаги. В аптеках и супермаркетах косметические товары были практически не представлены, а прямые продажи составляли порядка 5%. Спустя 10 лет можно было наблюдать совершенно другую картину – на долю аптек приходится уже порядка 10% продаж косметики, порядка 30% на специализированную парфюмерно-косметическую розницу, более 20% - на прямые продажи. Количество открытых рынков сократилось с 40% до 9,5%. Кроме того, начали появляться и развиваться абсолютно новые каналы дистрибуции косметики, такие как гипермаркеты, дрогери, интернет-магазины, concept store. Особенно интересно отметить возрастающую популярность формата дроггери. По данным исследовательских агентств, сегмент дроггери заполнен только на 3-6% (около 1000 магазинов), в то время как потенциальная емкость рынка 15-20 тысяч магазинов.
Рисунок 1. Объемы российского парфюмерно-косметического рынка 1995-2008 год (млрд.$ США).
Одной из ключевых тенденций за последнее десятилетие стало усиление роли региональных рынков косметики и парфюмерии.
После интенсивного роста в начале 2000-х, когда Москву и Санкт-Петербург приходилось более трети продаж всей косметики в России, столичный рынок оказался перенасыщен косметическими брендами. В этой связи игроки все чаще стали выходить в розницу в регионах, а затем, уже закрепив свою долю, пробовать свои силы в столице.
Мировой финансовый кризис затронул и российский парфюмерно-косметический рынок. Однако, как и в целом, мировые тенденции приходят к нам с опозданием. Уже с сентября прошлого года началось резкое снижение биржевой стоимости крупнейших парфюмерно-косметических концернов и катастрофический спад потребления на европейских, американских и азиатских рынках, для нашей же страны 2008 год завершился без особых потрясений – от 7 до 20 % роста в различных секторах рынка. Прежде всего, кризис банковской системы привел к замораживанию развития крупного розничного бизнеса косметики, во многом зависящего от кредитов. Не секрет что, мощный рост российской косметической розницы в последние годы носил во многом экстенсивный характер – крупнейшие сети – “L’Etoile”, “Il de beaute”, “Rive Gauche” заявляли на 2009 год открытие сотен новых магазинов.
Резкая девальвация рубля после многолетнего периода стабильности только усиливает негативное влияние финансового кризиса на национальный парфюмерно-косметический рынок. В
Рост цен на косметику и парфюмерию на фоне снижения общей покупательской активности только усиливает спад потребления. В
Хотелось бы надеяться, что и сами производители косметики и парфюмерии пересмотрят в сторону снижения цены на свою продукцию, которая за последние 20 лет устойчивого роста потребления существенно подорожала. Причем подорожание ее связано не столько с увеличением себестоимости продукции (она как раз в основном уменьшилась), а именно с ростом потребления, что позволяло продавать дешевые товары дорого. Однако времена изменились. Думаю, что если этого не сделают сами производители, то уже в этом году за них это сделает сам рынок, причем не только официальный, но и параллельный. Мы уже наблюдаем увеличение доли параллельного рынка парфюмерии в России, особенно в регионах, где конечный потребитель более чувствителен к цене, нежели в столицах.
Конечно, официальные розничные операторы также могут и будут снижать цены на полках, однако в этом случае они станут конкурировать не с параллельным рынком, поскольку имеют существенно больше затрат, а друг с другом. Подобное уже происходило в декабре
Снижение прибыли требует и проведения целого ряда связанных мер, а именно - сокращение расходов, многие из которых были чрезмерными, неэффективными, а часто и ненужными и имели место ранее только за счет постоянного роста спроса и доходов.
В заключении хотелось бы обратить внимание на то, что кризис окажет и положительное влияние на парфюмерно-косметический рынок. В новых условиях повысится лояльность конечных потребителей к продуктам, к парфюмерным и косметическим брендам. Потребители не будут уже так беспорядочно метаться, выбирая из лавинообразного предложения якобы новых продуктов и якобы новых брендов, а станут внимательнее анализировать и соответствие рекламных лозунгов реальной эффективности предлагаемых средств, и соответствие цены качеству. Конечно, не все продукты и бренды парфюмерии и косметики пройдут такое испытание внимательным потребителем, но определенное очищение сегодня станет залогом развития завтра.
Автор: L'Agence de Lux
Lagence.de.lux@gmail.com
31.03.2009
Профессиональная косметика:
Курсы обучения:
Календарь хитовых услуг салона красоты
Профессиональная косметика
для профессионалов