Услуги эстетической медицины - одна из наименее урегулированных сфер правового поля, но именно эстетическая отрасль, как довольно «субъективная» область медицины, провоцирует наибольшее число претензий пациентов, нередко выливающихся в громкие скандалы, широко освещаемые СМИ. Специальность «врач-косметолог» в России еще достаточно молода. и мы всего лишь небольшое количество времени живем в среде правового регулирования косметологических услуг. Однако некоторые пункты нормативных документов имеют недостаточно точное толкование, и не накоплен достаточный практический опыт их применения. Наряду с этим, насчитывается больше десятка проверяющих организаций, обязанных контролировать деятельность медицинских косметологических центров. В их число входит: прокуратура, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, трудовая инспекция, органы МЧС, налоговая служба, Общество защиты прав потребителей и многие другие.
Юристов, которые бы избирательно занимались вопросами медицины, немного, да и правоприменительная практика пока не очень велика, а уж тех, кто знал бы все нюансы, связанные с косметологией, и вовсе можно пересчитать по пальцам. Между тем наказания за нарушение правил оказания медицинских услуг становятся все строже, и сегодня как и в отношении клиники, так и врача могут быть применены нормы не только административного, но и зачастую уголовного права. Выходит, что руководителю медицинской организации просто необходимо владеть основной базой юридических знаний и неукоснительно выполнять основные нормативно-правовые требования, чтобы без особых тревог переносить проверки контролирующих органов, и обезопасить себя и свою организацию от «потребительского терроризма» пациентов. Клиника в любой момент должна быть готова к проверке, который может настать неожиданно и быстро.
Вот почему в настоящее время такое внимание уделяется вопросам правового просвещения руководителей клиник, проводятся разнообразные семинары, вебинары и учебные курсы. В рамках каждой обучающей программы, независимо от её направленности, уделяется время вопросам нормативно-правового характера, практике применения законодательных актов, разбору основных нарушений и способов их устранения. Как показывает опыт, чаще всего проблемы при проверке работы клиник эстетической медицины бывают связаны именно с недостаточным вниманием или даже пренебрежением к соблюдению юридических формальностей. Например, с пациентами забывают подписать договор на оказание платных медицинских услуг, информированное согласие, согласие на обработку персональных данных или делают это постфактум, для галочки, пациенту не выдаются под подпись письменные памятки с разъяснением сути процедуры, особенностей периода реабилитации после нее и возможных осложнений. Особое внимание стоит обратить на ведение амбулаторной карты «Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях» и инструкцию по ее заполнению (утверждена Приказом Министерства здравоохранения РФ № 834н от 15 декабря 2014 года). Представленная в приказе форма карты не совсем удобна для работы врача-косметолога, да и не нужна в предложенном объеме. Однако проверяющие инстанции всегда уделяют самое пристальное внимание ведению первичной медицинской документации, поэтому стоит узнать о том, как сделать документ удобным для работы и безупречным для надзорных органов. Проверки контролирующих структур - это лишь одна часть правового поля деятельности врача-косметолога и клиники в целом. Отдельное направление - работа с претензиями пациентов, защита врача и клиники от необоснованных обвинений и требований денежной компенсации за полученный в ходе оказания медицинской услуги физический, материальный и моральный ущерб. Косметология находится на лидирующих позициях в рейтинге наиболее конфликтных медицинских специальностей. Потенциальная конфликтность заложена в самой сути этого направления, поскольку показания к конкретным видам косметологических услуг в большинстве случаев исключительно субъективны, клиническая тактика косметолога хоть и ограничивается противопоказаниями к той или иной методике, но в целом выстраивается в соответствии с пожеланиями пациента, а эффективность оценивается по тому, насколько результат совпал с его ожиданиями.
Действующее законодательство отдает преимущество защите прав пациента как более слабой стороне в его отношениях с медицинской организацией, а врач зачастую оказывается незащищенным. Между тем «потребительский экстремизм» - явление, набирающее крейсерские темпы: пациенты, пользуясь несовершенством правовой базы и субъективностью оценок качества работы врача, начинают требовать возврата денег за дорогостоящие процедуры и оплату полученного морального вреда, основываясь на субъективной оценке эффективности лечения. Противостоять этому может только скрупулезное соблюдение всех правил оказания медицинской услуги, а также объективизация ее результатов. Для этого как минимум нужно внедрить внутреннюю систему контроля качества, тщательно и скрупулёзно вести медицинскую карту, прорабатывать и персонализировать информированные согласия - то есть отражать все этапы лечения и работы с пациентом. По сути, пока каждый руководитель, каждый врач-косметолог не будет знать и уметь грамотно применять действующие законодательные документы в сфере эстетической медицины, остановить рост юридических конфликтов будет проблематично.
Этой статьей мы запускаем серию публикаций, где затронем такие вопросы как новости законодательства в сфере медицины 2020 года, оснащения кабинета для использования лазерных установок, сервис в клиниках эстетической медицины, «потребительский терроризм» и как его избежать и др. Подписывайтесь на нашу страничку в соцсетях и посещайте наши обучающие курсы. До новых встреч!
Наша справка: эксклюзивным дистрибьютором лазерного оборудования Fotona является группа компаний Спортмедимпорт. Телефон московского офиса +7 495 734-99-77. Офис в Санкт-Петербурге +7 812 320-99-09. Подробнее о компании http://www.cosmo-expo.ru/goto/5155.
-----
#законодательствомедицины #эстетическаямедицина #спортмедимпорт
01.05.2020